9X0vO2MsUp
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

ЗИБРОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

 

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

 

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает  еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В нашем  районе данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.

          В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков,  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.  В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова,  Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

    Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам  патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе.

    Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

    Выход из противоречия – приоритет  комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе  обращения к истокам, к традициям малой родины.

    Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

    Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из  средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе выбрала тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

       Целью работы стало: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр

 нравственно-патриотическому воспитанию).

  1. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей  дошкольного возраста.
  2. Провести мониторинг с целью определения уровня  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  3. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Основная часть

Моя малая Родина; Мой родной край; Моя семья; Детский сад; Родная страна; Наша Армия.

 

 Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».

В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родители и я», «Неделя игры и игрушки».

В блок «Моя малая Родина» входят такие проекты как «С чего начинается родина», «Моя малая Родина – город Кимовск»

Блок «Мой родной край» включает проект «Областной город», экологический проект «Они должны жить».

Блок «Родная страна»: проекты «Любимая Россия», «Москва – столица России».

Блок «наша Армия»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы»

Тематический блок «Космос» вводится со старшего дошкольного возраста, и использовались следующие проекты: «Веселая астрономия», «Я и открытый космос».

   Составлены и реализованы проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам: «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

   Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. Например, в блоке «Моя семья», происходила реализация таких проектов, как «Выходной день с семьей», где активное участие принимали родители дошкольников, составляя проект мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. К подготовительной к школе группе проекты были исследовательскими и носили уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирали исторические факты и события.

    В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;

- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос»  и др.;

- оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город Кимовск», «Тула и ее достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Народный мир в куклах и игрушках».

 - оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.

- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

   Для воспитателей подготовила консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе».

Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Воспитание любви к родному поселку в детском саду и дома», наглядно-информационные консультации  «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

 

Аналитические результаты опыта работы

 

Для определения уровня развития  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду  М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.

Сравнительная диаграмма уровня  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

    Мониторинг показал, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  с 2013-2015 уч. года повысился на 30%.

     В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, области, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях  нашей области, города, о жизни и бытности тульского народа.

     Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Заключение

 

     Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

      Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является  действенным и эффективным.

    В дальнейшем  буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

                                           

 

 

                         

 

 

 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный портал "Российское образование"